You are here: Главная

Культурное наследие

16.09.2022 11:37 Администратор
Печать PDF

#арзамасскийгдк #культурноенаследие

Друзья, рубрика "Культурное наследие" приветствует Вас! Сегодня расширяем культурный кругозор в музыкальной сфере

Музыкальная география: инструменты народов России
Первые музыкальные инструменты появились еще в первобытную эпоху — вместе с примитивными орудиями труда и охотничьими приспособлениями. По мере развития цивилизации они усложнялись, становились более изящными и мелодичными, а у каждого народа появлялись собственные разновидности таких предметов. Струнные, духовые, ударные инструменты звучали на праздниках и похоронах, во время ритуалов и выступлений
сказителей.

Русские народные инструменты: гусли, гудок

Одним из самых популярных народных инструментов на Руси были гусли. Они звучали в деревенских избах и на княжеских пирах. Гусляры провожали воинов в походы и участвовали в обрядах. Под аккомпанемент этого струнного инструмента исполняли былины и исторические песни. Музыканты играли одной или двумя руками, инструмент могли класть на колени или держать вертикально.

Гудок обычно имел три струны. Одна из них была мелодической, то есть могла издавать разные звуки в зависимости от способа игры. Две другие струны назывались бурдонными, их звук был неизменным и создавал своеобразный фон для мелодии. Играли на гудке изогнутым смычком.

Поволжье: шун-шушпык и шыбр

Традиционные музыкальные инструменты у народов Поволжья имели простую форму, изготавливали их из природных материалов: глины, дерева, полых стеблей крупных растений. У марийцев с глубокой древности были известны глиняные свистульки шун-шушпык, которые имитировали птичьи трели. Название такого инструмента переводится на русский язык как «глиняный соловей». Его лепили в виде птички с несколькими отверстиями: в одно из них музыкант дул, другие поочередно зажимал пальцами, чтобы менять тональность звучания.

У чувашей ни одно важное событие не обходилось без шыбра — подобия волынки. Основой для него служил бычий пузырь, куда вставляли несколько трубок: костяную для вдувания воздуха, две оловянные — для создания мелодии. Перед началом игры пузырь смачивали водой. Чтобы звук был долгим и равномерным, на него нажимали руками. На шыбре играли во время ярмарок, свадеб и похорон, он использовался в разных обрядах: например, под звуки этого инструмента исполняли традиционное причитание невесты и встречали молодоженов.

Сибирь: дунгур, нарс-юх

Одним из главных инструментов в культуре сибирских народов был бубен, состоявший из деревянного обруча и туго натянутой кожаной мембраны. У тувинцев, якутов, тофаларов и долган он назывался дунгур или дунур. Играли на нем рукой или специальной колотушкой. Бубен считался священным инструментом, на голос которого отзываются духи, поэтому бить в него без нужды строго запрещалось, а прикасаться к бубну мог только шаман.

У хантов и манси был популярен нарс-юх — это название буквально означает «поющее дерево». Корпус инструмента, похожий формой на лодку, вырезали из лиственницы или ели, а затем на него натягивали две струны из оленьих жил. Играли на нарс-юхе пальцами, примерно как на русских гуслях. Под его мелодию танцевали на праздниках или исполняли песни и сказания.

Кавказ: баламан, шичепшин

В традиционных дагестанских мелодиях часто звучал баламан — духовой инструмент, корпус которого вырезали из тутового или абрикосового дерева. В его округлую головку вставляли длинную камышовую трость со сплющенным свободным концом, на нее надевали специальный хомутик: с его помощью регулировали строй инструмента. Звук баламана был мягким и нежным, на нем исполняли лиричные плавные мелодии.

У адыгов первые музыкальные инструменты появились еще в IV веке до нашей эры. Одним из них стала черкесская скрипка, или шичепшин. Удлиненный корпус в форме веретена вырезали из цельного куска липы, клена или ясеня, на него натягивали струны из конского волоса. Отсюда и произошло название инструмента: «шиче» в языке адыгов означало «конский волос», «пшинэ» — «музыка». Приглушенный мягкий звук шичепшина служил аккомпанементом для сольного или хорового пения.

Источник информации: портал культура.рф.